МКОУ "СОШ № 14"
с. Надежда Шпаковский муниципальный округ Ставропольский край
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

    Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. 

    Что такое функциональная грамотность ?

    Функциональная грамотность —это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

    «Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

    Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук

    Составляющие функциональной грамотности

    Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование с учётом жизненных событий и изменений экономических условий.

    Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;  вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Сегодня образование развивается в соответствии с новыми тенденциями в геополитической, экономической, культурной сферах и призвано сформировать конкурентоспособного и мобильного специалиста, востребованного на рынке труда. Именно функциональная грамотность призвана объединить в себе эти навыки и помочь применить их на практике.

    Одним из показателей нацпроекта «Образование» является вхождение России в топ 10 стран по результатам международных сопоставительных исследований.  К 2024 году все 85 субъектов России будут участвовать в исследованиях PISA. Это заявление государственного масштаба отражается в ряде отраслевых инициатив. Например, в совместном приказе Минпросвещения и Рособрнадзора «О внедрении новой методологии оценки качества образования» от 06.05.2019 года, где дается понятие функциональной грамотности и план работ на региональных и федеральных уровнях по ее внедрению. Кроме того, сегодня понятие функциональной грамотности включено в проекты новых ФГОС. 

    Сертификаты участия

    Полезные ресурсы

    Функциональная грамотность школьников

    Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Ссылка: /netcat_files/userfiles/Funktsionalnaya_gramotnost.pdf

    Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

    Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

    Центр оценки качества образования ИСРО РАО

    Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. Ссылка: http://www.centeroko.ru/

    Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

    Электронный банк заданий по функциональной грамотности. Ссылка: https://fg.resh.edu.ru/

    Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». Ссылка: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

    РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    ШКОЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie