МКОУ "СОШ № 14"
с. Надежда Шпаковский муниципальный округ Ставропольский край
  • О школе

    История школы

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» Шпаковского муниципального района Ставропольского края в 2008 году отметила свой 75 – летний юбилей.

    В 1933 году в юго-западной части села Надежда основано образовательное учреждение на территории колхоза «Большевик» - начальная четырехлетняя школа: 4 разновозрастных комплект – класса. Количество учащихся – 109, в основном, дети колхозников. Педагогический коллектив – 2 учителя. Их образование: 2-х месячные курсы педагогических работников. Материально-техническая база очень низка, занятия ведутся в  2-х деревянных зданиях с печным отоплением. Первый учебный год для школы стал годом лишений: в школе осталось 49 учащихся. Причиной стал невиданный голод.

    В 1940 году становится обязательным 7-летнее образование, и образовательное учреждение обретает новое здание – приходской дом, оставшийся после уничтожения пятикупольного храма Знамения пресвятой Богородицы в 1933 году.

    В годы Великой Отечественной войны занятия в школе не прекращались. С августа 1942 года по январь 1943 года село Надежда было оккупировано фашистами, в здании основной школы располагался немецкий штаб, школу посещали только учащиеся начальных классов.

    В 1943 году начальная школа №2 преобразована в семилетнюю №19.  

    Приходской дом, в котором располагалась школа в те годы, стоял на пригорке. Центральный вход в здание выходил на улицу Орджоникидзе.

    После освобождения от  немецко-фашистских захватчиков в январе 1943 года школы села Надежда начинают свою работу. Первым директором семилетней школы назначается Захарина Зоя Митрофановна. Жила Зоя Митрофановна при школе. После освобождения от оккупации стали детвору собирать по домам. Приходилось их не только учить, но и кормить. Вся забота о детях и школе ложилась на плечи учителей. Ведь еще шла война. В своих дневниках Зоя Митрофановна оставила свои воспоминания:

    «Холодно. Помещение плохо отапливается. Учебников нет, наглядных пособий тоже. Одно спасение – живое учительское слово, да кусок кирпича, который с успехом заменяет мел. Работаем на глазок, ведь часы были тогда большой роскошью. Засидишься с учебниками, а потом с тетрадями и не заметишь, как вечер наступит».

    В 40-е годы ХХ века в школе сменилось несколько директоров. Это – Горлова Евдокия Гавриловна, Журавлев Иван Федорович, Олиференко Павел Александрович, Сидельников Василий Михайлович.

    В 1946 году в коллектив школы приходит Попова Лидия Алексеевна.  Лидия Алексеевна родилась в 1925 году. После окончания  Черкесского педагогического училища была направлена в Надеждинскую школу №19 учителем начальных классов. Лидия Алексеевна вспоминает: «В те годы школы села Надежда принадлежали Старомарьевскому РОНО. Работали мирно, дружно, помогали друг другу. Пешком ходили в Старомарьевку на конференции.

    Вместе со мной работали: Яцун Варвара Платоновна, Волков Николай Иванович, Осадченко Мария Романовна, Рудницкая Валентина Леонтьевна, Чепракова Марта Акимовна. Учителя начальных классов вели все предметы сами: чтение, русский, физкультуру, рисование, музыку. Из-за малого количества учеников приходилось работать в двух классах одновременно. Родители не все могли помочь своему ребенку. После Великой Отечественной войны всем было тяжело. Писали ручками-перьями, предварительно обмакнув их в чернильницу».

    Попова Лидия Алексеевна проработала в школе тридцать один год. Была она награждена медалью «Ветеран труда». Указом президиума верховного Совета от 22.08.1962 года была награждена значком «Отличник народного просвещения».

    В 1946 году приходит в школу учитель математики Волков Николай Иванович – 1921 года рождения. В 1939 году он окончил Кизлярский педагогический институт и ушел в армию, где и встретил войну. Долгие пять лет воевал в партизанском отряде. Учитель-фронтовик отдал работе в школе около десяти лет. Затем уходит работать в совхоз «Надеждинский».

    Позитивные изменения произошли в школе в период с 1950 по 1960 годы: приобретена новая учебная литература, наглядные пособия, в зданиях школы появляется электричество. Число обучающихся в школе возросло до 229 человек. Педагогический коллектив уже представлен десятью учителями, многие из которых окончили учительские институты, из года в год росло их мастерство.

    В 1951 году директором школы назначается Селеменева – Олиференко Полина Георгиевна. Полина Георгиевна преподавала русский язык и литературу. Из приказов по школе из периода 50-х годов становится понятно, что дисциплина была строгая. За опоздания и курение учащимся выносили выговор. Классным руководителям данный приказ следовало довести до сведения родителей.

    Полина Георгиевна возглавляла коллектив учителей, в котором работали: Гладких Зинаида Федоровна, Цветкова Полина Николаевна, Моисеева Александра Васильевна, Денисенко Екатерина Федоровна, Яцун Варвара Павловна, Олиференко Павел Алесандрович, Маликова Татьяна Михайловна, Попова Лидия Алексеевна.

    После окончания Бешпагирской школы Маликова Татьяна Михайловна /1928 г.р./ учится в Ставропольском педагогическом институте. В 1950 году она направляется в нашу школу учителем химии, географии, биологии. Педагогический стаж ее составляет 34 года. Татьяна Михайловна вспоминает: «Школа состояла из двух зданий. Одно здание располагалось на улице Раздольной, другое в переулке Школьном, поэтому приходилось на перемене ходить из одного здания в другое на уроки. Жизнь школы была насыщена интересными делами: проводили зарницы, собирали, сушили, а затем сдавали в аптеку разные лечебные травы, для колхоза убирали свеклу и кукурузу. Каждый год школа пополнялась новыми ребятами и каждый год выпускала в свет своих воспитанников».

    Ученики тех лет с благодарностью вспоминают своих учителей и свои школьные годы. Морин Николай Антонович /1944 г.р./ закончил семь классов нашей школы в 1959 году. Помнит он, как зимой устраивали соревнования на санках, ходили в походы. Бывало в школу привозили кинофильмы, чем доставляли ученикам большую радость. Любили мы выпускать газеты, где критиковали сами себя.           

    С 1959 года по 1967 год директором школы работает Гриценко Алексей Семенович. Он возглавляет учительский коллектив, в который входят:

    1.   Сафронова Нина Ивановна

    2.   Луканина Алина Алексеевна /1959 – 1987 г.работы в школе/

    3.   Некрасова Мария Тимофеевна

    4.   Денисенко Екатерина Федоровна /1958-1970/

    5.   Савченко Зинаида Николаевна

    6.   Ищенко Иван Васильевич /1961-1989 /

    7.   Кокошина Мария Даниловна /1960-1968/

    8.   Кокошин Виктор Тимофеевич

    9.   Кравченко Мария Петровна

    10.  Манченко Таисия Ефимовна /1961-1995/

    11.  Кравцов Иван Григорьевич

    12.  Озеров Виктор Федорович /1959-1987/

    С деятельностью Гриценко Алексея Семеновича связано преобразование школы №19 в восьмилетнюю школу №9. Это произошло в 1960 году. Газета «Власть Советов» от 24 декабря 1961 года писала: «Хороший пример в деле воспитания детей показывает дирекция Надеждинской восьмилетней школы №9. Задачи учебно-воспитательной работы здесь решаются не единолично, а в тесной связи с населением. Родительский комитет стал неотъемлемой частью всей деятельности школы».

    При Гриценко Алексее Семеновиче школа получила еще одну пристройку из камня. Теперь в большом здании стала размещаться библиотека, учительская, пионерская и старшие классы. В здании на улице Школьной осталась начальная школа и мастерская.

    С первых дней работы в школе хорошими организаторами и воспитателями детей показали себя Манченко - Криволапова Таисия Ефимовна и Луканина Алина Алексеевна. Их воспитанники всегда были опрятны, дисциплинированны. Эти учителя являлись примером для учеников: вежливые, трудолюбивые, требовательные. Они жили интересами школы, стремились как можно полнее и всесторонне воспитать подрастающее поколение.

    В 1961 году нашу школу закончила Подзолко Анна Тимофеевна, ныне заслуженный пенсионер школы. Анна Тимофеевна вспоминает: «В 1953 году я поступила в первый класс. В 1957 перешла в пятый класс семилетней школы. Жизнь школы была интересной. Училась я хорошо. Любила уроки химии, биологии, географии. На уроках химии проводили мы опыты, пользовались наглядными пособиями. Любили ученики уроки физкультуры, хотя спортивного зала не было, но была спортивная площадка. Любимая  игра детворы называлась «Лапта». В те времена ученики сидели за двухместными партами. Экзамены сдавали за семь классов – математику и русский письменно и устно. Со школой мы не расставались даже в летние каникулы. Все лето работала ученическая бригада. Весной и осенью работали на пришкольном участке. На участке был хороший сад, где росли яблони, черешня и другие деревья. Школа оказывала большую помощь совхозу: пололи кукурузу, подсолнечник. Всем классом ходили мы в походы к горе Острой.  Вместе со мной учились: Комарова Галина, Сляднева Мария, Морина Анна, Вязникова Надежда, Климченко Лидия и др.»

    С 1967  года по 1978 год  директором школы №9 является Кузнецова Полина Ивановна. Родилась Полина Ивановна в 1922 году. Свою трудовую деятельность она начала в 1939 году в Калмыкии в Боготуктуновской школе. Перед войной Полина Ивановна учится в Элистинском педагогическом училище и не закончив учебное заведение, как одна из лучших учениц была направлена на работу. В 1946 году судьба забрасывает ее в село Старомарьевское  Грачевского района. В школе колхоза имени «Кирова» она проработает до 1967 года. В 1965 году Полина Ивановна заканчивает Ставропольский педагогический институт.

    И вот еще один поворот судьбы. Полина Ивановна назначается директором школы №9 в с.Надежда. Полина Ивановна вспоминает: «Пришла я в школу. На фоне новых школ, которые были построены уже во многих селах, мы как бы отставали. Постройки уже были обветшалые. Подсобных помещений не было. В школе трудился небольшой коллектив учителей, четыре техслужащих и обучалось 120 учащихся. В первую очередь решила я переделать печи. В здании сразу же заметно потеплело. Чернила перестали замерзать. Открыли буфет, в котором работала Сотникова Валентина Андреевна. Попытались благоустроить школу. Вход в здание был перенесен на улицу Раздольную. Около школы стали сажать розы. Трудиться приходилось много всему коллективу. Проводили олимпиады, классные часы, писали планы. Заработная плата учителя составляла около 65 рублей в месяц».

    Кузнецова Полина Ивановна неоднократно за свою работу получала грамоты и благодарности. В 1953 году она получает «Медаль за трудовое отличие» В 1977 году медаль «Ветеран труда».

    В коллектив, который возглавляет Полина Ивановна в начале 70- годов вливаются сразу несколько молодых учителей: Захарина - Клименко Клавдия Григорьевна /1968 г./ - учитель математики, Панченко - Ефимцева Татьяна Александровна /1974 г./ - учитель русского языка и литературы, Курило - Кузова Людмила Николаевна /1970 г./ -учитель физики, Баграмова Александра Егоровна /1971 г/ - учитель русского языка, Волочай Мария Яковлевна /1971 г./ - учитель начальных классов, Чернышов Виктор Иванович /1978 г./ - учитель физкультуры. Уроки преподавателей были интересны, разнообразны, методически зрелы, насыщены примерами из жизни страны и своего села. Их уроки – это творчество и дерзание. Через много лет педагогической деятельности Клавдия Григорьевна Клименко и Татьяна Александровна Ефимцева будут представлены к награждению значком «Отличник народного просвещения». И сегодня эти педагоги являются активными участниками педагогического процесса. Позади у них долгий и прекрасный жизненный путь. Впереди – еще много лет, которые так или иначе будут связаны со школой.

    Вспоминает ученица школы – Милаевская Антонина Николаевна: "В первый класс я пошла в 1969 году. Первой учительницей моей была Криволапова Таисия Ефимовна. Мы уважали ее и любили. Через много лет хочется ей сказать огромное спасибо за заботу о нас. Вместе со мной учились: Понамарева Тамара, Ивженко Татьяна и др. В 1973 году мы перешли в 4 класс. Нашим  классным руководителем стала Клименко Клавдия Григорьевна. Клавдия Григорьевна не только преподавала нам геометрию и алгебру, но и проводила с нами праздники, учила дружбе, культуре, взаимопониманию.

    В 1978 году директором школы назначается Озеров Виктор Федорович. До этого он долгое  время работал завучем. Он хорошо знал свою профессию. Преподавал Виктор Федорович историю, физическую культуру, технологию.  Доброта и отзывчивость, опыт и трудолюбие отличали этого человека. Завучем при Викторе Федоровиче работает Луканина Алина Алексеевна".

    В мае 1984 года пожаром уничтожено здание основной школы, расположенное в приходском доме. Успели спасти из огня библиотеку, сейф с документами, несколько столов. Последующие два учебных года были сложными для учащихся 5-8 классов, так как приходилось продолжать обучение  в центре села Надежда. Школа располагалась в бывшем детском саду. Подвоз учащихся осуществлял совхоз «Надеждинский» своим транспортом.

    В 1986 году силами зверосовхоза «Молодежный» заканчивается строительство и сдается в эксплуатацию новое типовое двухэтажное здание школы на 350 посадочных мест. Активное участие в строительстве и благоустройстве  школы принимали учителя, ученики, родители.  Учащиеся получили новые классные комнаты, спортивный зал, актовый зал, библиотеку, столовую, мастерские. Значительно увеличился педагогический коллектив, в него влились новые силы. Положительные перемены произошли в организации учебно-воспитательного процесса: все учащиеся разместились в одном здании, введена была кабинетная система обучения, улучшилась материально-техническая база.

    Первого сентября 1987 года в школу приходит Пряхина Клара Николаевна. Четырнадцать лет отдаст она работе в школе. Всегда молода,  жизнерадостна, настроена на успех. Человек высокого интеллекта и культуры. Пряхина Клара Николаевна родилась 25 сентября 1935 года. Клара Николаевна закончила Хабаровский государственный педагогический институт в 1957 году.

    Получила специальность учителя химии и биологии. Трудовую деятельность начала в городе Волгограде в должности старшей вожатой, затем работает учителем. В 1963 году она переезжает в город Ставрополь. В Ставрополе работает в райкоме и горкоме партии, в методическом кабинете РОНО, затем десять лет в Ставропольском медицинском училище, директором школы - интернат, в краевом отделе образования. Ее трудовой стаж составит сорок два года. За свою трудовую деятельность она была отмечена  значком «Отличник просвещения СССР».

    Клара Николаевна критически анализировала свой опыт работы и опыт работы своих коллег. Только при таком отношении можно было использовать все лучшее  более продуктивно. Все уроки и внеклассные мероприятия проводились организованно.  Клара Николаевна всегда была рядом, проводила дискуссии по проблемным вопросам.  Коллектив школы заметно увеличился и помолодел. В школу приходят: Сляднева Алла Павловна /1982 г./, Табат Ирина Юрьевна /1986 г./, Прищепчук Зинаида Васильевна /1986 г./, Ельникова Валентина Борисовна /1987 г./, Ефимцева Ольга Ивановна /1989 г./, Семенко Людмила Николаевна /1989 г./, Попова Ольга Георгиевна /1989 г./, Комарова Наталья Алексеевна /1990 г./, Соловьева Галина Георгиевна /1991 г./, Кобзева Нина Николаевна /1993 г./.

    В 90-е годы значительно увеличивается численность жителей микрорайона школы из-за миграции населения из стран ближнего зарубежья. Контингент учащихся возрастает до 410 человек.

    В 1994 году Надеждинская восьмилетняя школа №2 преобразована в среднюю общеобразовательную школу №2 с правом преподавания в классах коррекционно-развивающего  обучения.  В 1996 году школу закончили 8 выпускников 11 класса.

    В 1997 году директором школы №14 назначается Денисова Наталья Петровна. Наталья Петровна окончила Ленинградский  педагогический институт имени Герцена, факультет иностранных языков. Работала в Эстонии, в Карачаево-Черкесии. Ее трудовой стаж составляет 38 лет. Она награждена значком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Этой женщине-педагогу присущи такие черты характера как доброта, отзывчивость, трудолюбие. Под руководством Натальи Петровны учительский коллектив работал в постоянном творческом поиске. Школа получила оснащенный компьютерный класс. Задачи учебно-воспитательной работы решались  в тесной связи с родительским комитетом. Один раз в месяц комитет проводил свои заседания, где обсуждались вопросы успеваемости учащихся, хозяйственная жизнь школы.  Учителя-психологи и социальный педагог выявляли сильные и слабые стороны учащихся. Дети участвовали в краевых смотрах, конкурсах, выставках.

    Результат совместной работы ученического и учительского коллективов  пять медалистов: Умрихина Лариса Вячеславна, Пашкова Елена, Котенко Елена Ивановна, Денисов Михаил Викторович, Лапта Юлия,Попова Екатерина Геннадьевна, Попова Елена Геннадьевна.  

    В настоящее время директором школы является Табат Ирина Юрьевна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» является единственным социо - культурным центром юго - западной части села. Стараниями директора перед зданием школы установлен памятный камень, надпись на котором говорит о том, что здание школы построено на месте бывшего храма Знамения Пресвятой Богородицы возведенного в 1910 году и разрушенного в 1933 году. В школе сложились свои традиции, особенности учебно - воспитательного процесса – с ранних лет прививать детям чувство единства, взаимопомощи, уважения к прошлому, патриотизм.

    Численность микрорайона увеличивается из-за миграции населения из стран ближнего зарубежья. Контингент учащихся в последние годы составляет около 300 детей: из них 51% - дети разных национальностей.

    На протяжении многих лет общеобразовательное учреждение внедряет современные инновационные образовательные программы. Участие и победа в приоритетном национальном проекте «Образование» в 2008 году позволило обеспечить учебный процесс современной компьютерной техникой, автоматизировать рабочие места педагогов, открыть компьютерный читальный зал в школьной библиотеке, приобрести музыкальную аппаратуру с целью усовершенствования работы системы дополнительного образования.

    В последние годы помощь и забота администрации Шпаковского района, отдела образования, администрации  муниципального образования сельского совета становится все ощутимее в решении многих школьных вопросов, поэтому внешний вид школы, эстетическое ее оснащение значительно улучшены.

    Необходимо отметить, что благодаря усилиям директора школы Табат Ирины Юрьевны постоянной и ежегодной стала спонсорская помощь образовательному учреждению многих предпринимателей Шпаковского района и города Ставрополя: Антонян Эдуарда Алексеевича – генерального директора предприятия «Юг-мебель», Попова Сергея Михайловича – генерального директора фирмы «Айова», Попова Геннадия Михайловича – частного предпринимателя села Надежда и многих других.

    Школа – победитель национального проекта «Образование» к достижению новых побед готова!

    Образование и формы обучения

    • очная;
    • индивидуальная;
    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Школа – муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» имени В.И.Слядневой;

    Программа – программа развития Школы на 2021–2025 годы;

    ФГОС НОО – федеральный государственный стандарт начального общего образования;

    ФГОС ООО – федеральный государственный стандарт основного общего образования;

    ФГОС СОО – федеральный государственный стандарт среднего общего образования.

    Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ, регламентирующий и направляющий ход развития Школы. В Программе отражаются системные, целостные изменения в Школе (инновационный режим), сопровождающиеся проектно-целевым управлением. Программа включает в себя серию комплексных целевых проектов «Билет в будущее», «Проектория» и «Большая перемена» для всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов, родителей и иных участников образовательных отношений).

    Основными функциями настоящей Программы развития являются:

    • организация и координация деятельности Школы по достижению поставленных перед ней задач;
    • определение ценностей и целей, на которые направлена Программа;
    • последовательная реализация мероприятий Программы с использованием научно - обоснованных форм, методов и средств;
    • выявление качественных изменений в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы развития;
    • интеграция усилий всех участников образовательных отношений, действующих в интересах развития Школы.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie